Подвеска внедорожника в чем особенность?
Прежде чем приступать к обзору подвески автомобилей высокой проходимости, необходимо определиться с самим понятием «внедорожник». Не вдаваясь в подробности, внедорожником хочется назвать любой автомобиль с приводом 4Х4. Однако это спорный вопрос.
Итак, каждый автомобиль создается по запросам потребителей. Одни ценят комфорт и быструю езду, другие отдают предпочтение экстремальной езде по бездорожью, третьи — желают комбинировать условия эксплуатации и получить универсальный автомобиль.
В результате этого гамма типов и разновидностей применяемых подвесок весьма разнообразна. Каждая имеет свои плюсы и минусы.
Выбор подвески для внедорожника
В данной статье речь пойдет об автомобилях, чья стезя заключается в движении по вязким грунтам, с низким сцеплением и обильным количеством воды, а так же по специфическому рельефу (ямы, глубокие колеи, уклоны).
Подвеска такого автомобиля должна удовлетворять ряду требований:
- Иметь большой ход, артикуляцию;
- Обладать прочностью;
- Должна пропускать через себя большое массы грунта и снега;
- Давать минимум комфорта. Этот пункт требует пояснения. Комфортное управление автомобилем осуществляется посредством регулировки углов установки колес. Для внедорожника, эксплуатируемого в режиме постоянных нагрузок, операция регулировки «схода-развала» превратится в повседневное обслуживание, что заметно ударит по карману владельца.
Из всего перечисленного вытекает, что лучшим вариантом исполнения станет зависимая подвеска с неразрезными мостами. Следует оговориться, что в зависимости от назначения внедорожника могут существовать три варианта компоновки:
- передняя — независимая, задняя — зависимая;
- передняя и задняя — независимые;
- передняя и задняя — зависимые.
Любители острых ощущений считают автомобили с подвесками первого и второго типов — машинами для активного отдыха. Настоящий внедорожник должен иметь обе зависимые подвески.
Устройство зависимой подвески
Основу зависимой подвески составляет мост. Это балка с редуктором, назначение которой состоит в том, чтобы преобразовать направление крутящего момента от кардана к колесам. Но не стоит забывать о функции дифференциала, регулирующего моменты между колесами. Мост крепится к кузову с помощью рессор или пружин.
Рессоры — упругие металлические пластины, скрепленные между собой скобами. Благодаря конструктивным особенностям, в рессорах возникает сила упругости при деформации сгиба. Основная пластина, имеющая проушины для крепления к кузову, называется коренной. Она выполнена из более толстого листа и имеет большую, по сравнению с другими пластинами, длину. На нее приходится основная нагрузка при малых колебаниях.
Когда амплитуда возрастает, к работе подключаются нижние листы. Рессоры имеют продольное направление и удерживают балку моста от смещения. Дополнительных распорок или рычагов такая подвеска не требует.
Амортизаторы выполняют свою прямую обязанность — гасить колебания кузова на рессорах или пружинах. Принципиальная схема устройства амортизаторов идентичная для всех типов подвески. Действие основывается на перетекании жидкости из малого цилиндра в большой при соосном движении их друг относительно друга.
Крепление подвески на пружинах вносит некоторые дополнения. Продольные рычаги обеспечивают неподвижность моста в горизонтальном направлении. Рычаги закреплены при помощи сайлентблоков, так как жесткое крепление моста недопустимо.
Стабилизатор поперечной устойчивости снижает крены кузова. Следует заметить, что данный элемент отсутствует в рессорной подвеске, так как эту функцию выполнялют сами рессоры.
Работа зависимой подвески
Рессорная подвеска досталась автомобилям в наследство от телег. Но, благодаря ряду конструктивных усовершенствований, используется и в настоящее время. Прочность рессорных пластин позволяет устанавливать ее на тяжелые автомобили высокой проходимости.
При проезде неровностей колебания передаются рессорам, связанным с кузовом или рамой. Гасятся колебания амортизаторами. Попадание одного колеса в яму приводит к наклону всего моста. Но кузов автомобиля может при этом оставаться в горизонтальном положении. Все зависит от хода подвески. В пружинном исполнении он, несомненно, больше.
Плюсы зависимой подвески
Задумываясь о технических характеристиках нового проектируемого автомобиля, разработчики, в первую очередь, учитывают круг автолюбителей, на который он будет рассчитан. Многолетний опыт показывает, что завышенные требования к проходимости и выносливости редко сочетаются с комфортом и скоростью.
Следовательно, внедорожник на зависимой подвеске обязательно найдет своего потребителя.
Достоинства:
- Надежность и прочность конструкции. Нельзя сказать, что балка моста — вещь «неубиваемая». Но даже при значительной деформации она может функционировать ровно настолько, чтобы доехать без привлечения посторонней помощи. В случае независимой подвески слабыми местами являются шаровые опоры или ШРУСы, повреждение которых делает автомобиль недвижимым. Подвеска на рессорах способна выдерживать нагрузки в вертикальной плоскости и горизонтальной (продольного и поперечного направления).
- Простота исполнения. Небольшое количество узлов позволяет снизить затраты при изготовлении и ремонте подвески. Цель любого внедорожника — преодолеть препятствие без повреждений. Их количество прямо пропорционально числу деталей в конструкции.
- Большой ход подвески. Этот параметр является одним из приоритетных. Ход независимой подвески всегда ограничен длиной рычага и никакие дополнения не решат этой проблемы. В случае моста на пружинах перед конструкторами открывается большее поле для деятельности.
- Высокая проходимость. Для ее достижения недостаточно полного привода. Необходимо позаботиться о том, чтобы автомобиль мог прорезать снежные или земляные массы. Часть этих масс способна проходить между мостом и кузовом. И это несмотря на то, что редуктор моста снижает дорожный просвет. Автомобили, оснащенные независимой подвеской, подобно бульдозеру двигают впереди себя массы.
Минусы зависимой подвески
Нет необходимости подробно описывать отрицательные стороны, так как они вытекают из положительных, подобно побочному эффекту.
- Отсутствие курсовой устойчивости из-за невозможности регулировки угла установки колес;
- Отсутствие комфорта в управлении, как следствие первого пункта;
- Большая масса конструкции;
- Крены кузова при проезде неровностей.
Очевидно, что решая проблемы с одним параметром, параллельно снижаются другие показатели.
В более детальном рассмотрении зависимая подвеска имеет гораздо больше недостатков, чем перечислено, но этот факт не мешает применять ее в детищах таких автоконцернов, как Toyota, Land Rover, Nissan, Mercedes, Suzuki, Chevrolet, Chrysler, ну и, конечно же, российских УАЗ и ГАЗ.